Арт-терапевт |
Работы арт-терапевта заключается в создании условий для творческого самовыражения личности, обретения человеком гармонии с собой и с миром. Методики арт-терапии ориентированы на нормализацию психоэмоцио-нального состояния человека, коррекцию процессов возбуждения в нервной системе и исправление поведения.
Задачи арт-терапии определяются запросом клиента, это:
- углубленная диагностика личности клиента
- помочь человеку осознать проблему и выразить свои переживания с помощью той или иной техники
- помочь справиться с фобиями и паническими атаками
- помочь клиенту узнать свои личностные особенности и научить их использовать
- совместно с пациентом определить причину подавленности, депрессии, личностной тревожности
- обучать клиентов навыкам самоанализа
- научить справляться с чувством вины, помочь отказаться от позиции жертвы
- повышать самооценку индивида
- научить человека прорабатывать негативные эмоции, формировать его стрессоустойчивость через освоение релаксационных техник
- формировать у клиента эффективные модели поведения
- способствовать гармонизации взаимоотношений пациента с окружающими, коллегами, членами семьи
- развивать социально полезные черты личности клиента
- развивать креативность и умение нестандартно мыслить
- формировать эстетический вкус.
Функции арт-терапии:
1. Диагностическая – дает основания для интерпретаций и диагностической работы в процессе терапии. Наглядно демонстрирует динамику терапевтического процесса.
2. Адаптивная – помогает снять тревогу при работе с тяжелыми переживаниями, преодолеть сопротивление к психотерапевтическому процессу, способствует укреплению терапевтических взаимоотношений и отношений в группе, развитию эмпатии и положительных чувств. При помощи зрительных образов пациенту зачастую легче выразить свои переживания, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.
3. Коммуникативная – способность изобразительного материала передавать информацию о ценностях и представлениях от одного человека к другому, а также являться инструментом коммуникации между внешним и внутренним миром, сознательным и бессознательным.
4. Регуляторная, или социализирующая, – в основном направлена на коррекцию поведения, предоставляет пациентам возможность для выражения социально неприемлемых, отрицаемых чувств (агрессивных, сексуальных) в социально приемлемой манере; способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка, навыков планирования и организации деятельности.
5. Экспрессивно-катартическая – обеспечивает разрядку эмоционального напряжения за счет экспрессивности, выражения неосознаваемых переживаний, моторной активности, чем ускоряет прогресс в терапии.
6. Объективизирующая – способность изобразительного продукта делать зримыми скрытые конфликты и внутренние переживания, потребности, установки, опредмечивать их.
7. Структурирующая – способствует упорядочиванию собственных чувств и потребностей в процессе создания изобразительного продукта.
8. Смыслообразующая – позволяет осознать смысл переживаний.
9. Функция рефрейминга – изменение характера восприятия образа или его смысла.
10. Контейнирующая – способность изобразительного продукта накапливать психологические чувства, энергию либидо, трансформировать ее в более сложные формы.
11. Защитная – способность изобразительного продукта удерживать чувства клиента в рамках визуального образа, давать участнику чувство безопасности, власти над сильными переживаниями.
12. Развивающая – помогает в освоении новых или развитии имеющихся навыков, например приобретение нового когнитивного опыта, способности осознавать переживания, переводить внутренний опыт во внешние образы; усиление ощущения собственной личностной ценности.
Показания к арт-терапии
Арт-терапия может использоваться как самостоятельный метод лечения, коррекции, реабилитации, обучения или входить в общий курс психотерапевтических мероприятий.
Особенно успешен этот метод в терапии пациентов с выраженными затруднениями в области осознания и вербализации собственных переживаний (дети, подростки, депрессивные пациенты, пациенты с зависимостями, психосоматическими заболеваниями).
Элементы арт-терапии, используемые в индивидуальных консультациях, при работе с различными категориями пациентов способствуют созданию безопасной атмосферы на начальных стадиях лечения, помогают справиться с сопротивлением в кризисные моменты и зафиксировать положительные результаты в конце курса.
Использование арт-терапевтических приемов в групповой психотерапии позволяет ускорить развитие группы, поддерживать необходимый баланс между напряжением и сплоченностью, привлекать участников к общей работе.
Использование арт-терапии должно быть оправдано общей целью терапевтической работы, планом коррекционных мероприятий и всегда завершаться обсуждением процесса и результата.
Психотические расстройства не являются однозначным противопоказанием к арт-терапии. Однако опасность провоцирования сильных переживаний и мало предсказуемых поведенческих реакций требует особой осторожности, продуманности и учета индивидуальных особенностей пациентов в применении экспрессивных методов. Кроме того, экспрессивные методы облегчают процесс регрессирования к раннему травматическому опыту в процессе художественного творчества, что может вызвать ухудшение состояния пациента, так как тяжелые психические нарушения не позволят интегрировать пережитый опыт. Терапия искусством в этом случае требует высокой квалификации специалиста не только в области арт-терапии, но и в психиатрии, и психотерапии психотических расстройств.
Виды и направления:
- Изотерапия
- Музыкотерапия
- Танцевально-двигательная терапия
- Игротерапия
- Маскотерапия
- Драматерапия
- Библиотерапия
- Сказкотерапия
- Артсинтезтерапия
- Песочная терапия
- Цветотерапия
- Фототерапия
- Видеотерапия
- Кинотерапия
- Анимационная или мульт-терапия
- Мандала-терапия
- Глинотерапия (тестопластика)
- И др.