Супервизии / интервизии |
Супервизия, интервизия и Балинтовская группа, как способы повышения своего профессионального мастерства.
Для того чтобы быть профессионалом в области психологического консультирования и эффективно работать с клиентами, диплома о высшем психологическом образовании не достаточно. Необходимо еще пройти длительную специализацию в любом из направлений психологического консультирования (например, КПТ, гештальт-терапия, экзистенциальное консультирование, нарративная практика), но и это еще не все! Непременной частью профессиональной психологической подготовки практикующего психолога является супервизия и интервизия, а также Балинтовские группы.
Что же это такое – супервизия?
Супервизия (от supervidere – взгляд сверху) является одним из важных способов повышения профессионализма психологов. Это обсуждение психологом клиентских случаев с более компетентным коллегой, имеющим специальное образование (да, и супервизии тоже учатся, как и любой другой профессии). Супервизия необходима не только начинающим психологам, но и опытным практикам. Очень самонадеянно считать, что после многих лет практики супервизия не нужна, всегда есть куда расти, а значит всегда найдутся темы для обсуждения на супервизии.
Супервизия – это не экзамен в школе или университете, здесь не нужно доказывать супервизору, что психолог – хороший специалист. Супервизия – это место для поиска гипотез, поддержки, это помощь в обсуждении клиентского случая или его фрагмента, с которым психолог испытывает затруднения; это поиск лучших или более верных действий, чтобы достичь более эффективной работы с клиентом.
Супервизия и прохождение личной терапии – это не одно и тоже. Хотя супервизия и оказывает влияние на психолога в плане его личностных изменений, но она не является психотерапией, поскольку цель супервизии – сделать из психолога более опытного психолога, помочь ему системно видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные отношения с клиентом. Если психологу, пришедшему на супервизию, необходимо пройти личную психотерапию, то супервизор направляет его к другому специалисту, а не смешивает супервизию и терапию в «одном флаконе».
Содержание сессий супервизии строго конфиденциально. Супервизор не разглашает конфиденциальную информацию, касающуюся психолога, его клиентов или любых других лиц без предварительного согласия всех заинтересованных сторон. Информация о работе с психологом может быть использована для публикации или доклада с разрешения самого психолога и при условии обеспечения его анонимности.
Зачем нужна супервизия?
- поддержка в работе с «трудными» клиентами
- защита интересов клиента
- живое обсуждение гипотез
- взгляд со стороны на перенос и контрперенос
- возможность узнать новые техники и расширить свои возможности в качестве консультанта/психотерапевта
- получить новые знания о себе и личностно вырасти
- расширение осознавания своих профессиональных ограничений
- возможность в большей степени соответствовать этическим и профессиональным стандартам практики
- эмоциональная поддержка в трудных ситуациях
- развитие творческого подхода к работе.
Обязан ли психолог ходить на супервизию?
Однозначного ответа нет. Однако если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то нужно обязательно идти на супервизию. Другой вопрос – как часто и на протяжении какого времени? Чем меньше опыта – тем чаще, но и после большого количества лет практики обращение к супервизору – это не показатель профнепригодности, а как раз наоборот. И в этом случае посещать супервизора нужно хотя бы раз в 3 месяца.
Супервизия бывает групповой и индивидуальной. Иногда психологи выбирают себе в пару коллегу, с которым вместе идут на супервизию, формируя мини-группу с супервизором. Такой формат тоже возможен.
В отличие от прохождения личной терапии, можно одновременно ходить к разным супервизорам. Это даже интересно и полезно, потому что, с одной стороны, позволяет посмотреть на разные подходы к работе, а с другой – развивает психолога как специалиста и человека. Можно также брать супервизию у разных специалистов по разным вопросам, например, с практикующим психиатром, психотерапевтом или при обсуждении сексуальных проблем – у сексолога.
Интервизия – что это?
Интервизия (лат. inter – между, visio – видение) также является основой профессионального роста психолога, но в отличие от супервизии – это работа в группе между равными по своему уровню и статусу специалистами. Иными словами – это обмен опытом между коллегами. Это группа личного опыта, где практикующие психологи обсуждают клиентские случаи, которые вызывают какие-либо затруднения в работе.
Вкратце интервизия выглядит так:
Психолог, который хочет поделиться своим случаем, вызывающим у него затруднение, представляет его группе коллег. Затем рассказывает, в чем именно у него возникли затруднения, т.е. формулирует свой запрос к группе. Участники могут задавать свои вопросы, чтобы более полно понять картину случая. После этого начинается обсуждение трудностей, формулирование гипотез, поиск возможных вариантов дальнейшей работы с клиентом. В конце интервизии ведущий группы подводит итоги работы.
Одним из преимуществ этого процесса является то, что он позволяет избавиться от «зашоренного взгляда» психолога на свою работу, а также позволяет расширить свой взгляд на многие аспекты своей работы. Такая «зашоренность» из-за длительной или недостаточно рефлексивной работы может возникать не только у начинающих психологов, но и у достаточно опытных. Такая форма групповой работы, с одной стороны, позволяет психологу рассмотреть с разных позиций, представленный на интервизию случай, а с другой стороны, помогает понять и почувствовать, как он сам реагирует на те или иные высказывания коллег, и узнать свои слабые места.
Если интервизия предполагает горизонтальный формат взаимодействия, при котором все участники в группе равны, то супервизия предполагает вертикальный формат взаимодействия, при котором участники не равны изначально. Еще один важный момент в интервизии заключается в том, что члены группы совместно отвечают за то, что происходит в группе и за общий результат: за содержание сессий, за групповой процесс участников, т.к. каждый участник вносит свой собственный вклад и реагирует на основе своего собственного профессионального опыта.
Интервизия, так же как и супервизия, не являются неким «квалификационным экзаменом». В то же время, эти формы профессионального взаимодействия являются условием повышения профессионального мастерства психолога, помогающего поднять уровень его работы на новый, более высокий уровень. Участие в интервизии дает возможность расширить свое понимание проблемы клиента, понять, куда лучше двигаться дальше, а также избежать профессионального выгорания.
Зачем нужна интервизия?
- более эффективная работа с проблемными вопросами и ситуациями и, как следствие, снижение риска возникновения профессионального выгорания
- понимание личных «особенностей и схем», которые влияют на работу
- уточнение личных потребностей
- видение «слепых зон» и новых возможностей для профессионального роста
- профессиональный обмен информацией (опыт работы, особенности работы в разных подходах и направлениях и т.д.)
- развитие умения принимать другие точки зрения
- поддержка профессиональной идентичности
- взаимная поддержка и признание проделанной работы.
Возникает тот же вопрос: обязан ли психолог ходить на интервизию, и как часто и как долго? И на этот вопрос, также как и про супервизию, однозначного ответа нет. Но если психолог заинтересован в своем профессиональном росте, в эффективности своей работы, то ходить на интервизионные встречи нужно.
Минимальное количество человек в интервизорской группе – 4 человека, максимальное – 8 человек. Частота встреч зависит как от группы, так и от поставленных задач, сама встреча обычно длится 3 часа.
Интервизорская группа является уникальным местом, в котором можно побыть в разных ролях и получить различный опыт: и клиентский, и терапевтический и супервизорский, а также побыть в роли ведущего. Интервизия – это пространство, где можно поделиться переживаниями и опытом, обсудить с коллегами случаи из личной практики, получить профессиональную поддержку и профессионально вырасти.
Балинтовские группы – что это и зачем они нужны?
Балинтовская группа – это щадящий и весьма эффективный способ снижения профессионального стресса и эмоционального выгорания. Это достигается путем эмоциональной поддержки, отсутствием критики и прямых рекомендаций психологу, который представляет вызывающий затруднения случай.
Балинтовская группа названа в честь своего создателя Майкла Балинта (1896-1970), венгеро-британского психоаналитика и психотерапевта, специалиста по групповой психотерапии и групп-анализу. Впервые группа была создана в 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне, как дискуссионный групповой семинар с практикующими врачами и психиатрами. Работа в этой группе была настолько эффективной, что не только врачи и психотерапевты, но и специалисты различных помогающих профессий взяли на вооружение метод ведения Балинтовских групп, в том числе и психологи.
Минимальное количество человек в Балинтовской группе – 2-3 человека, максимальное – 8-12 человек. За одну встречу разбирается два случая.
На сегодняшний день существуют разные варианты работы в группе. В классическом варианте участники группы сидят в кругу, каждый, кто хочет получить поддержку, приносит свои случаи на обсуждение и группа выбирает наиболее откликнувшийся случай. Психолог, случай которого был выбран группой, излагает его по памяти, дополняя, вспоминая что-то, что называется, «на ходу». Этот рассказ фокусируется не на проблеме клиента, а на сложностях в отношениях между клиентом и психологом. Для новичка в группе запрос психолога может показаться странным, так как он часто касается самого психолога, а не клиента или его случая. После рассказа психолог выходит за пределы круга и наблюдает за обсуждением участников, не вмешиваясь в процесс.
Чем Балинтовские группы отличаются от супервизии и интервизии?
Балинтовская группа очень похожа на супервизию и интервизию, но есть существенные отличия. Основное отличие между ними заключается в том, что если в супервизии и интервизии речь идет о клиенте и его терапии/консультации, то в Балинтовской группе:
- основное внимание уделяется различным особенностям и аспектам взаимоотношений психолога и клиента
- внимание на самого психолога с его восприятием и эмоциональными нагрузками в отношениях с клиентом
- внимание на то, что чувствует психолог в отношениях со своим клиентом.
То есть если объектом обсуждения в супервизии и интервизии является клиент и его случай, то в Балинтовских группах – сам психолог с его своеобразием восприятия данного случая и отношением к нему.
Еще одно отличие заключается в том, что, если в супервизии и интервизии предметом анализа являются только текущие «трудные» моменты работы психолога, то в Балинтовских группах предметом анализа могут быть не только текущие, но и «неудачные» эпизоды из прошлого, которые продолжают беспокоить психолога, вызывают у него неприятные воспоминания и остаются для него «непонятными». Либо это могут быть так называемые «фантастические» терапевтические ситуации, даже гипотетическая возможность которых беспокоит психолога.
Работа Балинтовской группы направлена на «исследование» эмоциональной составляющей технологии работы психолога (эмоции, чувства, иррациональные идеи и установки, психологические защиты, переносы, контрпереносы, ожидания, смысл), осознание ее, а также на профилактику профессионального стресса и эмоционального выгорания. Такое исследование осуществляется с помощью ассоциаций, фантазий, аналогий, анализа защит и переносов, эмоциональной поддержки.
Встречи Балинтовской группы очень хорошо структурированы и проводятся в восемь четко прописанных этапов или шагов.
Подчеркнем главное, что независимо от того, насколько хорошо подготовлен психолог, какое бы образование он не получил и насколько обширна его практика, он все равно нуждается в профессиональной поддержке в достижении вершин в своей профессии, чтобы получать удовольствие от своей работы (оставаясь при этом сохранным). И именно этой цели служат супервизии, интервизии и Балинтовские группы.